Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


Рейтинг@Mail.ru
homepage counter счетчик сайта

Лучший сайт ДВ 2018

 

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

XII Региональный конкурс по сольфеджио

1. Положение (в формате doc)

 

2. Заполнить заявку на участие в Конкурсе

 

3. Договор (физ.)                     Договор (юр.)                              ПАМЯТКА
Договор обязательно предъявлять при регистрации участников в день конкурса вместе с документом, подтверждающим оплату конкурса (квитанция, чек, платежное поручение, пр.)

 

4. Реквизиты для безналичных платежей (Сбербанк)

 

5. Бланк для оплаты наличными в ДВ-банке по ул.Русская, 19а

 

 

Положение

о XII Региональном конкурсе по сольфеджио

 

1. Общие положения

 

1.1  Организатором Конкурса является  ГАПОУ «Приморский краевой колледж искусств».

1.2. Организатор осуществляет непосредственное руководство Конкурсом и формирует состав жюри.

1.3.  Конкурс проводится в ГАПОУ «Приморский краевой колледж искусств» по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, 40.

           1.4. Цели и задачи Конкурса:

–        определение уровня обучения детей в музыкальных учебных заведениях (ДМШ и ДШИ) с целью ориентирования их для поступления в средние специальные учебные заведения культуры и искусства;

–        выявление и поддержка талантливых детей;

–        повышение исполнительского уровня учащихся ДМШ и ДШИ;

–        повышение профессионального уровня преподавателей;

–        обмен опытом преподавателей.

 

2. Условия конкурса

 

2.1.  В Конкурсе принимают участие учащиеся детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств.

 

2.2.  Срок проведения конкурса –   22 марта  2019 года.

 

2.3.  Конкурс проводится по четырём группам:

группа А -           учащиеся  5 класса (с 7-летнем сроком обучения)

                            учащиеся  3 класса (с 5-летним сроком обучения)

 

группа Б - учащиеся  6 класса (с 7-летнем сроком обучения)

                            учащиеся  4 класса (с 5-летним сроком обучения)

 

группа В -           учащиеся  7 класса (с 7-летнем сроком обучения)

                             учащиеся  5 класса (с 5-летним сроком обучения)

 

группа Г -           учащиеся  8 класса (с 7-летнем сроком обучения)

                             учащиеся  6 класса (с 5-летним сроком обучения)

 

2.4.   Конкурс проводится в один тур.

 

2.5. Краевому конкурсу предшествуют отборочные туры (внутришкольные конкурсы и конкурсы в рамках зонально-методических объединений края). Место и сроки проведения зонального конкурса  определяются директором базовой школы (не менее, чем за 3 недели до Регионального).

 

2.6.               Задания конкурса составлены на основе Программы по сольфеджио в ДМШ Москва,1984.                                                                                     

 

2.7.               По решению жюри:
-    призовые места могут быть поделены между двумя и более участниками  

                      конкурса или не присуждаться никому;

- могут быть учреждены дополнительные призы за лучшее выполнение          отдельного задания;

- победители определяются в каждой группе.

Решение жюри не подлежит обсуждению. Апелляции не принимаются.

 

2.8.  Заявки на участие в Конкурсе оформляются строго по прилагаемому образцу в электронном виде в текстовом формате Word (нельзя сканированные заявки) или специальная форма  на сайте в разделе Конкурсы, и направляются до 18 марта 2019 года по адресу электронной почты: muzcollege@list.ru.

         

          На каждого участника или коллектив заявка оформляется отдельно в форме на сайте или отдельным файлом.

          В теме письма с заявкой необходимо указать: номинацию, группу, ДШИ       (ДМШ) город участника.

          Например: «Сольфеджио. Группа А. ДШИ №8 г.Владивосток»

Заявки, оформленные не по образцу, не рассматриваются.

После указанного срока заявки не принимаются. Все возникшие вопросы направляйте письмом на адрес электронной почты: muzcollege@list.ru.      тел. 232-26-58.

 

2.9.  Для участия в конкурсе устанавливается вступительный взнос – 1500 рублей.  Оплата производится не позднее 22 марта 2019 года либо в безналичной форме  или за наличный расчет в Дальневосточном банке (образец квитанции публикуется на сайте или  обращаться в методический кабинет тел.:232-26-58 . Договор оформлять обязательно. (самим заполнять договор и отправлять на электронный адрес, muzcollege@list.ru № договора ставит колледж) Подробнее о заполнении договоров читайте по ссылке «ПАМЯТКА» на сайте колледжа в разделе «Конкурс»

  2.10. Оплата командировочных расходов участников конкурса, их преподавателей - за счёт направляющей стороны.

  2.11. По организационным вопросам проведения конкурса (гостиницы, порядок проведения конкурса и т.п.) информация будет опубликована на сайте дополнительно в разделе Конкурсы.

                       

Вся информация о конкурсе на сайте: www.музколледж.рф

 

 

 

 3. Задания

 

Группа А

 

1. Диктант - 8-10 тактов, с несложными  хроматизмами, в размерах 2 четверти, 3 четверти, 4 четверти; мелодические и ритмические трудности - по программе. Записать за 25 минут, с 10 проигрываний.

 

2. Теория музыки - письменная работа

а) построение гамм: 2 вида мажора (натуральный и гармонический), 3 вида минора до 5 знаков включительно.

б) построение интервалов:

- от звука вверх  и вниз - все диатонические интервалы (тритоны – только вверх),

- в  тональности - тритоны ( две пары) , ув.2 и ум.7 ( маж. и мин.) с разрешением.

в) построение аккордов:

- от звука вверх и вниз, без разрешения - мажорные трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды (Б35, Б6, Б64) и минорные трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды (м35, м6, м64) , уменьшенное трезвучие   (ум. 53).

г) определить данные интервалы и аккорды  (подписать обозначения) из фрагментов музыкальных произведений.

 

Выполняется 2-е задание всеми конкурсантами одновременно  в течение 60 минут.

 

3.  Слуховой анализ:

- гаммы - мажор натуральный и гармонический, минор 3-х видов

- ступени в ладу. 4 интервала, 4 аккорда от звука с разрешением и без.

- гармонический оборот в тональности из 5-ти аккордов с дублированным басом

Знать буквенные обозначения тональностей до 5-ти знаков включительно.

Выполняется 3-е задание всеми конкурсантами вместе под запись в достаточно быстром темпе, упражнения 3 задания п.2 повторяются 2 раза.

 

4 . Развитие внутреннего слуха

Подписать аккорды (функции) к заданной мелодии. Задание выполняется всеми одновременно в течение 20 минут. Проиграть во время устного ответа.

 

5. Интонационные упражнения:

а) спеть гамму

б) спеть ступени и тональности (8-10 ступеней), возможно включение альтерации: повышенной и    пониженной ступени

в) спеть  мелодию с листа с цифрованным басом (см. Фридкин «Чтение с листа»; использовать два вида обозначений – См. Калинина).

г) спеть аккорды в тональности: D7, D65, D34, D2, ум.VII7,                                                                                                                        ум. 53 (на VII и II ступенях) с разрешением;

 

д) интервалы и аккорды от звука  вверх и вниз 

е) пение одного из предложенных 2-х голосных номеров – Калмыков-Фридкин (домашнее задание). Нижний голос петь, верхний играть №№ 102,105,107,109,110, 114,121,124,133,138 – для ОНИ, ОДИ. Для ФО, ОСИ – И. Способин № 4,5,6,7,11,13,14,16,18,20.

Упражнения 5-го задания соответствуют требованиям 2-го задания по теории музыки. Задания 5-го раздела оформляются как экзаменационный билет. На подготовку билета отводится 10-15 минут.

             

 

Группа Б

 

1. Диктант – 8-10 тактов, с несложными  хроматизмами, с простейшими видами отклонения в параллельную и доминантовую тональности в размерах 2 четверти,                       3 четверти, 4 четверти; мелодические и ритмические трудности - по программе. Записать за 25 минут, с 10 проигрываний.

 

2. Теория музыки - письменная работа

а) построение гамм: 2 вида мажора (натуральный и гармонический), 3 вида минора до 6 знаков включительно

б) построение интервалов:

- от звука вверх  и вниз - все диатонические интервалы и тритоны (без разрешения), характерные интервалы  (ув.2 и ум.7,  ув.5 и ум. 4) , тритоны (две пары), ув. 2 и ум. 7 с разрешением;

- в тональности - характерные интервалы  (ув.2 и ум.7,  ув.5 и ум. 4), тритоны                  ( две пары) , ув.2 и ум.7  с разрешением;

в) построение аккордов:

- от звука вверх, без разрешения -мажорные трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды (Б35, Б6, Б64) и минорные трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды  (М35, М 6, М 64) , уменьшенное трезвучие (ум. 53), Ум.VII7, УВ.53, D7 c обращениями и разрешением.

г) определить данные интервалы и аккорды (подписать обозначения ) из фрагментов музыкальных произведений.

 

Выполняется 2-е задание всеми конкурсантами одновременно, в течение 60 минут.

 

3. Слуховой анализ:

- гаммы - мажор натуральный и гармонический, минор 3- х видов

- ступени в ладу

- 4 интервала, 4 аккорда от звука с разрешением и без

- гармонический оборот в тональности из 5-ти аккордов с дублированным  басом.

Знать буквенные обозначения тональностей до 6-ти знаков включительно.

Выполняется 3-е задание всеми конкурсантами вместе под запись в достаточно быстром темпе, упражнения 3 задания п.2  повторяются  2 раза.

 

4 . Развитие внутреннего слуха

Подписать аккорды (функции) к заданной мелодии. Задание выполняется всеми одновременно в течение 20 минут. Проиграть во время устного ответа.

 

5. Интонационные упражнения:

а) спеть гамму

б) спеть ступени и тональности (8-10 ступеней), возможно включение альтерации: повышенной и пониженной ступени

в) спеть аккорды в тональности: Т35, S 35, D35 и их обращения; D7, D65, D34, D2, ум.VII 7 с разрешением, ум. 53 на VII и II ступенях, ув.35 с разрешением ( мажор, минор);

г) спеть  мелодию с листа с цифрованным басом (см. Фридкин. Чтение с листа; использовать два вида обозначений – См. Калинина).

д) пение одного из предложенных 2-х голосных номеров Калмыков-Фридкин (домашнее задание). Нижний голос петь, верхний играть №№ 164,166,167,168,169,184,189,190,193, 195 – для ОНИ,ОДИ. Для ФО,ОСИ – Способин - № 15,17,19,22,23,24,25,28,29,30.

 

Упражнения 5-го задания соответствуют требованиям 2-го задания по теории музыки. Задания 5-го раздела оформляются как экзаменационный билет. На подготовку билета отводится 10-15 минут.

           

Группы  В - Г

 

1 . Диктант - 8-10 тактов -  модуляции в параллельную и доминантовую тональности в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 .

мелодические и ритмические трудности по программе. Записать за 25 минут с 10 проигрываний (для группы Г – модуляции в тональности I степени родства, размеры) 

2        3   4  6

4    4   4  8

 

2. Теория музыки - письменная работа.

а) определение ладов в музыкальных примерах, исправление ошибок в хроматической гамме.

б) построение интервалов:

- от звука вверх и вниз все диатонические, включая тритоны, с разрешением во все тональности;

- в тональности: 2 группы тритонов  в натуральном мажоре и гармоническом миноре с разрешением, характерные  интервалы  - ув. 2 и ум 7, ув.5 и ум. 4 в гармоническом мажоре и гармоническом миноре с разрешением,

в) построение аккордов:

- от звука вверх и вниз  без разрешения: мажорные  трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды (Б53, Б6,  Б64) и минорные (м35, м 6,м 64), увеличенное и уменьшенное трезвучия (с обращениями для группы «Г»),  от звука вверх - Д 7 с обращениями (и вниз для группы «Г»), малый вводный (МVII7) и уменьшенный  вводный  ( ум. VII 7) с обращениями и разрешением (для группы «Г»); септаккорд второй ступени (II7) c двумя способами разрешения (для группы «Г»).

г) определить данные интервалы и аккорды (подписать обозначения ).

д) написать гармоническую последовательность в данной тональности с использованием VII 7  и II 7, например, Т6 II 7  D 34 Т (для группы «Г» гармоническая последовательность с отклонениями в тональности первой степени родства).

Выполняется 2-е задание всеми одновременно в течение 60 минут.

 

3. Слуховой анализ:                        

- в художественных произведениях определить на слух: народные лады (7 ступ.), для 8 класса – дважды гармонические лады и мелодический мажор.

- ступени в ладу

- 4 интервала и 4 аккорда от звука с разрешением и без.

- гармонический оборот в тональности из  8 аккордов с дублированным басом из художественных музыкальных примеров.

Знать буквенные обозначения тональностей до 7 знаков включительно, 8-кл.- обозначения звуков.                                                

Выполняется 3-е задание всеми вместе под запись в достаточно быстром темпе. Упражнения 3-го задания п.2 повторяются по 2 раза.

4 . Развитие внутреннего слуха

Подписать аккорды (функции) к заданной мелодии. Задание выполняется всеми одновременно в течение 20 минут. Проиграть во время устного ответа.

  

5. Интонационные упражнения.

а) спетьгамму с элементами хроматизмов

б) чтение с листа: одноголосие с цифрованным басом. 

в) спеть ступени   в тональности (8-10 ступеней )

г) спеть аккорды в тональности: Т, S , D и их обращения, ум.53 на VII и II ступенях с разрешением,  D7 с обращениями (с разрешением), МVII и ум.VII7 (два вида разрешений),  II 7

 

д) интервалы и аккорды от звука вверх и вниз

е)  пение 2-хголосия – Агажанов вып.3- М.:Музыка, 1985. № 16,18,21.39.40,45,48,51,52,64 (для группы Г № 49,50,54,56,57,58,62,63,67) нижний голос петь, верхний – играть.

 

Упражнения 5-го задания соответствуют требованиям 2-го задания по теории музыки. Задания 5-го раздела оформляются как экзаменационные билеты. На подготовку по билету отводится 10-15 минут.

 

  

Список литературы:

 

  1. Агажанов А. Сольфеджио. Выпуск 3. – М.: Музыка, 1985. – 143 с.
  2. Бать Н. Музыкальные диктанты: учебное пособие. – М.: Музыка, 2004. – 80 с.
  3. Блок В. Ладовое сольфеджио. Учебное пособие для старших классов ДМШ и музыкальных училищ. – М.: Советский композитор, 1987. – 90 с.
  4. Зебряк Т. Интонационные упражнения с аккомпанементом на уроках сольфеджио в ДМШ и для занятий дома (1 – 7 классы). – М.: Кифара, 1998. – 40 с.
  5. Калмыков Г., Фридкин И. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие: учебное пособие для учащихся музыкальных школ с I по VII классы. – М.: Музыка, 2007 – 176 с.
  6. Калмыков г., Фридкин И. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие: учебное пособие для учащихся музыкальных школ с I по VII классы. – М.: Музыка, 1970 – 170 с.
  7. Карагичева И. Эстрадно-джазовое сольфеджио: базовый курс. – М.: Музыка, 2010. – 84 с.
  8. Кириллова В. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Диатоника. – М.: Государственное музыкальное училище имени Гнесиных, 2001. – 116 с.
  9. Лежнева О. Практическая работа на уроках сольфеджио: диктант, слуховой анализ: учебное пособие для учащихся 1 – 8 классов ДМШ и ДШИ. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 96 с.
  10. Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта на один, два и три голоса: пособие к систематическому развитию слуха. – М.: Музыка, 1986. – 88 с.
  11. Масленкова Л. Сокровища родных мелодий: хрестоматия-сольфеджио. – Ленинград: Музыка, 1988. – 132 с.
  12. Миненкова М. Гармоническое сольфеджио: учебное пособие по слуховому анализу. – Минск: БелГИПК; Мозырь: Белый ветер, 2001. – 88 с.
  13. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся 4 – 7 классов ДМШ и ДШИ / Г.Калинина. – М.: Калинин, 2004. – 32 с.
  14. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся 4 – 7 классов ДМШ и ДШИ. Нотное  приложение для преподавателей / Г.Калинина. – М.: Калинин, 2003. – 32 с.
  15. Никитина И. Музыкальные диктанты: 4 – 7 классы ДМШ. – М.: Классика – XXI, 2011. – 62 с.
  16. Рогальская О. Сольфеджио. Классика XX века: 2 – 7 классы ДМШ. –СПб, Композитор, 1998. – 56 с.
  17. Русяева И. Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио: учебное пособие для средних специальных музыкальных школ, детских музыкальных школ и музыкальных училищ. – М.: Советский композитор, 1989. – 112 с.
  18. Русяева И. Одноголосные диктанты: учебное пособие для учащихся детских, вечерних и средних специальных школ с 1 по 11 класс. – Выпуск 1 и 2. – М.: Музыка, 1983. – 158 с.
  19. Сладков П. Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио. Часть 1. Диатоника. – М.: Музыка, 1994. – 144 с.
  20. Сладков П. Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио. Ч. 2. Альтерационные лады, особые диатонические и модуляции. – М.: Музыка, 1994. – 197 с.
  21. Сольфеджио: мелодии из оперетт, мюзиклов, рок-опер. Часть 2. Модуляция / В.Абрамовская-Королева, Н.Вакурова, Ю.Морева. – М.: Музыка, 2001. – 80 с.
  22. Способин И. Сольфеджио. Двухголосие. Трехголосие. – М.: Музыка 1991. – 137 с.