Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


Рейтинг@Mail.ru
homepage counter счетчик сайта

Лучший сайт ДВ 2018

 

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

XII Региональный конкурс по сольфеджио

Положение

о XII Региональном конкурсе по сольфеджио

 

1. Общие положения

 

1.1  Организатором Конкурса является  ГАПОУ «Приморский краевой колледж искусств».

1.2. Организатор осуществляет непосредственное руководство Конкурсом и формирует состав жюри.

1.3.  Конкурс проводится в ГАПОУ «Приморский краевой колледж искусств» по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, 40.

           1.4. Цели и задачи Конкурса:

–        определение уровня обучения детей в музыкальных учебных заведениях (ДМШ и ДШИ) с целью ориентирования их для поступления в средние специальные учебные заведения культуры и искусства;

–        выявление и поддержка талантливых детей;

–        повышение исполнительского уровня учащихся ДМШ и ДШИ;

–        повышение профессионального уровня преподавателей;

–        обмен опытом преподавателей.

 

2. Условия конкурса

 

2.1.  В Конкурсе принимают участие учащиеся детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств.

 

2.2.  Срок проведения конкурса –   22 марта  2019 года.

 

2.3.  Конкурс проводится по четырём группам:

группа А -           учащиеся  5 класса (с 7-летнем сроком обучения)

                            учащиеся  3 класса (с 5-летним сроком обучения)

 

группа Б - учащиеся  6 класса (с 7-летнем сроком обучения)

                            учащиеся  4 класса (с 5-летним сроком обучения)

 

группа В -           учащиеся  7 класса (с 7-летнем сроком обучения)

                             учащиеся  5 класса (с 5-летним сроком обучения)

 

группа Г -           учащиеся  8 класса (с 7-летнем сроком обучения)

                             учащиеся  6 класса (с 5-летним сроком обучения)

 

2.4.   Конкурс проводится в один тур.

 

2.5. Краевому конкурсу предшествуют отборочные туры (внутришкольные конкурсы и конкурсы в рамках зонально-методических объединений края). Место и сроки проведения зонального конкурса  определяются директором базовой школы (не менее, чем за 3 недели до Регионального).

 

2.6.               Задания конкурса составлены на основе Программы по сольфеджио в ДМШ Москва,1984.                                                                                     

 

2.7.               По решению жюри:
-    призовые места могут быть поделены между двумя и более участниками  

                      конкурса или не присуждаться никому;

- могут быть учреждены дополнительные призы за лучшее выполнение          отдельного задания;

- победители определяются в каждой группе.

Решение жюри не подлежит обсуждению. Апелляции не принимаются.

 

2.8.  Заявки на участие в Конкурсе оформляются строго по прилагаемому образцу в электронном виде в текстовом формате Word (нельзя сканированные заявки) или специальная форма  на сайте в разделе Конкурсы, и направляются до 18 марта 2019 года по адресу электронной почты:

music_coll@list.ru     и muzcollege@list.ru.

         

          На каждого участника или коллектив заявка оформляется отдельным файлом.

          В теме письма с заявкой необходимо указать: номинацию, группу, ДШИ       (ДМШ) город участника.

          Например: «Сольфеджио. Группа А. ДШИ №8 г.Владивосток»

Или заполните электронную форму на сайте колледжа см. по названию конкурса.

Заявки, оформленные не по образцу, не рассматриваются.

После указанного срока заявки не принимаются. Все возникшие вопросы направляйте письмом на адрес электронной почты:

music_coll@list.ru     и       muzcollege@list.ru.

 

                                 Тел./факс  232-26-84,  тел. 232-26-58.

 

2.9.  Для участия в конкурсе устанавливается вступительный взнос – 1500 рублей.  Оплата производится не позднее 22 марта 2019 года либо в безналичной форме (за договором, счетом-фактурой обращаться в бухгалтерию ПККИ и на сайте колледжа самим заполнять договор и отправлять на электронный адрес, № договора ставит колледж, тел. 232-28-10) или за наличный расчет в Дальневосточном банке (образец квитанции публикуется на сайте или  обращаться в методический кабинет и на сайте колледжа образец). Договоры оформлять обязательно.

  2.10. Оплата командировочных расходов участников конкурса, их преподавателей - за счёт направляющей стороны.

  2.11. По организационным вопросам проведения конкурса (гостиницы, порядок проведения конкурса и т.п.) информация будет опубликована на сайте дополнительно в разделе Конкурсы.

                       

Вся информация о конкурсе на сайте: www.музколледж.рф

 

 

 

 3. Задания

 

                                                                   Группа А

 

1. Диктант - 8-10 тактов, с несложными  хроматизмами, в размерах 2 четверти, 3 четверти, 4 четверти; мелодические и ритмические трудности - по программе. Записать за 25 минут, с 10 проигрываний.

 

2. Теория музыки - письменная работа

а) построение гамм: 2 вида мажора (натуральный и гармонический), 3 вида минора до 5 знаков включительно.

б) построение интервалов:

- от звука вверх  и вниз - все диатонические интервалы (тритоны – только вверх),

- в  тональности - тритоны ( две пары) , ув.2 и ум.7 ( маж. и мин.) с разрешением.

в) построение аккордов:

- от звука вверх и вниз, без разрешения - мажорные трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды (Б35, Б6, Б64) и минорные трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды (м35, м6, м64) , уменьшенное трезвучие   (ум. 53).

г) определить данные интервалы и аккорды  (подписать обозначения) из фрагментов музыкальных произведений.

 

Выполняется 2-е задание всеми конкурсантами одновременно  в течение 60 минут.

 

3.  Слуховой анализ:

- гаммы - мажор натуральный и гармонический, минор 3-х видов

- ступени в ладу. 4 интервала, 4 аккорда от звука с разрешением и без.

- гармонический оборот в тональности из 5-ти аккордов с дублированным басом

Знать буквенные обозначения тональностей до 5-ти знаков включительно.

Выполняется 3-е задание всеми конкурсантами вместе под запись в достаточно быстром темпе, упражнения 3 задания п.2 повторяются 2 раза.

 

4 . Развитие внутреннего слуха

Подписать аккорды (функции) к заданной мелодии. Задание выполняется всеми одновременно в течение 20 минут. Проиграть во время устного ответа.

 

5. Интонационные упражнения:

а) спеть гамму

б) спеть ступени и тональности (8-10 ступеней), возможно включение альтерации: повышенной и    пониженной ступени

в) спеть  мелодию с листа с цифрованным басом (см. Фридкин «Чтение с листа»; использовать два вида обозначений – См. Калинина).

г) спеть аккорды в тональности: D7, D65, D34, D2, ум.VII7,                                                                                                                        ум. 53 (на VII и II ступенях) с разрешением;

 

д) интервалы и аккорды от звука  вверх и вниз 

е) пение одного из предложенных 2-х голосных номеров – Калмыков-Фридкин (домашнее задание). Нижний голос петь, верхний играть №№ 102,105,107,109,110, 114,121,124,133,138 – для ОНИ, ОДИ. Для ФО, ОСИ – И. Способин № 4,5,6,7,11,13,14,16,18,20.

Упражнения 5-го задания соответствуют требованиям 2-го задания по теории музыки. Задания 5-го раздела оформляются как экзаменационный билет. На подготовку билета отводится 10-15 минут.

             

 

Группа Б

 

1. Диктант – 8-10 тактов, с несложными  хроматизмами, с простейшими видами отклонения в параллельную и доминантовую тональности в размерах 2 четверти,                       3 четверти, 4 четверти; мелодические и ритмические трудности - по программе. Записать за 25 минут, с 10 проигрываний.

 

2. Теория музыки - письменная работа

а) построение гамм: 2 вида мажора (натуральный и гармонический), 3 вида минора до 6 знаков включительно

б) построение интервалов:

- от звука вверх  и вниз - все диатонические интервалы и тритоны (без разрешения), характерные интервалы  (ув.2 и ум.7,  ув.5 и ум. 4) , тритоны (две пары), ув. 2 и ум. 7 с разрешением;

- в тональности - характерные интервалы  (ув.2 и ум.7,  ув.5 и ум. 4), тритоны                  ( две пары) , ув.2 и ум.7  с разрешением;

в) построение аккордов:

- от звука вверх, без разрешения -мажорные трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды (Б35, Б6, Б64) и минорные трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды  (М35, М 6, М 64) , уменьшенное трезвучие (ум. 53), Ум.VII7, УВ.53, D7 c обращениями и разрешением.

г) определить данные интервалы и аккорды (подписать обозначения ) из фрагментов музыкальных произведений.

 

Выполняется 2-е задание всеми конкурсантами одновременно, в течение 60 минут.

 

3. Слуховой анализ:

- гаммы - мажор натуральный и гармонический, минор 3- х видов

- ступени в ладу

- 4 интервала, 4 аккорда от звука с разрешением и без

- гармонический оборот в тональности из 5-ти аккордов с дублированным  басом.

Знать буквенные обозначения тональностей до 6-ти знаков включительно.

Выполняется 3-е задание всеми конкурсантами вместе под запись в достаточно быстром темпе, упражнения 3 задания п.2  повторяются  2 раза.

 

4 . Развитие внутреннего слуха

Подписать аккорды (функции) к заданной мелодии. Задание выполняется всеми одновременно в течение 20 минут. Проиграть во время устного ответа.

 

5. Интонационные упражнения:

а) спеть гамму

б) спеть ступени и тональности (8-10 ступеней), возможно включение альтерации: повышенной и пониженной ступени

в) спеть аккорды в тональности: Т35, S 35, D35 и их обращения; D7, D65, D34, D2, ум.VII 7 с разрешением, ум. 53 на VII и II ступенях, ув.35 с разрешением ( мажор, минор);

г) спеть  мелодию с листа с цифрованным басом (см. Фридкин. Чтение с листа; использовать два вида обозначений – См. Калинина).

д) пение одного из предложенных 2-х голосных номеров Калмыков-Фридкин (домашнее задание). Нижний голос петь, верхний играть №№ 164,166,167,168,169,184,189,190,193, 195 – для ОНИ,ОДИ. Для ФО,ОСИ – Способин - № 15,17,19,22,23,24,25,28,29,30.

 

Упражнения 5-го задания соответствуют требованиям 2-го задания по теории музыки. Задания 5-го раздела оформляются как экзаменационный билет. На подготовку билета отводится 10-15 минут.

           

Группы  В - Г

 

1 . Диктант - 8-10 тактов -  модуляции в параллельную и доминантовую тональности в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 .

мелодические и ритмические трудности по программе. Записать за 25 минут с 10 проигрываний (для группы Г – модуляции в тональности I степени родства, размеры) 

2        3   4  6

4    4   4  8

 

2. Теория музыки - письменная работа.

а) определение ладов в музыкальных примерах, исправление ошибок в хроматической гамме.

б) построение интервалов:

- от звука вверх и вниз все диатонические, включая тритоны, с разрешением во все тональности;

- в тональности: 2 группы тритонов  в натуральном мажоре и гармоническом миноре с разрешением, характерные  интервалы  - ув. 2 и ум 7, ув.5 и ум. 4 в гармоническом мажоре и гармоническом миноре с разрешением,

в) построение аккордов:

- от звука вверх и вниз  без разрешения: мажорные  трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды (Б53, Б6,  Б64) и минорные (м35, м 6,м 64), увеличенное и уменьшенное трезвучия (с обращениями для группы «Г»),  от звука вверх - Д 7 с обращениями (и вниз для группы «Г»), малый вводный (МVII7) и уменьшенный  вводный  ( ум. VII 7) с обращениями и разрешением (для группы «Г»); септаккорд второй ступени (II7) c двумя способами разрешения (для группы «Г»).

г) определить данные интервалы и аккорды (подписать обозначения ).

д) написать гармоническую последовательность в данной тональности с использованием VII 7  и II 7, например, Т6 II 7  D 34 Т (для группы «Г» гармоническая последовательность с отклонениями в тональности первой степени родства).

Выполняется 2-е задание всеми одновременно в течение 60 минут.

 

3. Слуховой анализ:                        

- в художественных произведениях определить на слух: народные лады (7 ступ.), для 8 класса – дважды гармонические лады и мелодический мажор.

- ступени в ладу

- 4 интервала и 4 аккорда от звука с разрешением и без.

- гармонический оборот в тональности из  8 аккордов с дублированным басом из художественных музыкальных примеров.

Знать буквенные обозначения тональностей до 7 знаков включительно, 8-кл.- обозначения звуков.                                                

Выполняется 3-е задание всеми вместе под запись в достаточно быстром темпе. Упражнения 3-го задания п.2 повторяются по 2 раза.

4 . Развитие внутреннего слуха

Подписать аккорды (функции) к заданной мелодии. Задание выполняется всеми одновременно в течение 20 минут. Проиграть во время устного ответа.

  

5. Интонационные упражнения.

а) спетьгамму с элементами хроматизмов

б) чтение с листа: одноголосие с цифрованным басом. 

в) спеть ступени   в тональности (8-10 ступеней )

г) спеть аккорды в тональности: Т, S , D и их обращения, ум.53 на VII и II ступенях с разрешением,  D7 с обращениями (с разрешением), МVII и ум.VII7 (два вида разрешений),  II 7

 

д) интервалы и аккорды от звука вверх и вниз

е)  пение 2-хголосия – Агажанов вып.3- М.:Музыка, 1985. № 16,18,21.39.40,45,48,51,52,64 (для группы Г № 49,50,54,56,57,58,62,63,67) нижний голос петь, верхний – играть.

 

Упражнения 5-го задания соответствуют требованиям 2-го задания по теории музыки. Задания 5-го раздела оформляются как экзаменационные билеты. На подготовку по билету отводится 10-15 минут.

 

 


 

З А Я В К А

на участие в X Региональном конкурсе по сольфеджио

(печатается на компьютере)

 

Группа __________

            (А, Б, В, Г)

 

Фамилия        ____________________________Имя________________________________

 

Дата рождения    ___________ Возраст     ___________

 

Класс в ДШИ _______ Срок обучения ________ Специальность _________________

 

Город, ДШИ/ДМШ, адрес   ____________________________________________________ 

____________________________________________________________________________ 

 

Телефон  преподавателя ______________________ Эл.адрес школы___________________

 

Ф.И.О. преподавателя (полностью) ______________________________________________

                                                                               (по сольфеджио)

 

 

 

Общежитие: кол-во женских мест (с указанием ф.и.о.) ___________________________ мужских (с указанием ф.и.о.) ________ _____________________________________________

 

Дата заезда ____________ Дата отъезда ___________               

 

 

 

 

 

 

 

Директор                                                                                                                             (ФИО)

 

 

 

 

Примечание:

1. Заявки на общежитие принимаются только до указанного в условиях срока. В случае отказа от общежития необходимо известить оргкомитет заранее.

2. Заполните электронную форму на сайте колледжа см. по названию конкурса.

  

Список литературы:

 

  1. Агажанов А. Сольфеджио. Выпуск 3. – М.: Музыка, 1985. – 143 с.
  2. Бать Н. Музыкальные диктанты: учебное пособие. – М.: Музыка, 2004. – 80 с.
  3. Блок В. Ладовое сольфеджио. Учебное пособие для старших классов ДМШ и музыкальных училищ. – М.: Советский композитор, 1987. – 90 с.
  4. Зебряк Т. Интонационные упражнения с аккомпанементом на уроках сольфеджио в ДМШ и для занятий дома (1 – 7 классы). – М.: Кифара, 1998. – 40 с.
  5. Калмыков Г., Фридкин И. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие: учебное пособие для учащихся музыкальных школ с I по VII классы. – М.: Музыка, 2007 – 176 с.
  6. Калмыков г., Фридкин И. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие: учебное пособие для учащихся музыкальных школ с I по VII классы. – М.: Музыка, 1970 – 170 с.
  7. Карагичева И. Эстрадно-джазовое сольфеджио: базовый курс. – М.: Музыка, 2010. – 84 с.
  8. Кириллова В. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Диатоника. – М.: Государственное музыкальное училище имени Гнесиных, 2001. – 116 с.
  9. Лежнева О. Практическая работа на уроках сольфеджио: диктант, слуховой анализ: учебное пособие для учащихся 1 – 8 классов ДМШ и ДШИ. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 96 с.
  10. Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта на один, два и три голоса: пособие к систематическому развитию слуха. – М.: Музыка, 1986. – 88 с.
  11. Масленкова Л. Сокровища родных мелодий: хрестоматия-сольфеджио. – Ленинград: Музыка, 1988. – 132 с.
  12. Миненкова М. Гармоническое сольфеджио: учебное пособие по слуховому анализу. – Минск: БелГИПК; Мозырь: Белый ветер, 2001. – 88 с.
  13. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся 4 – 7 классов ДМШ и ДШИ / Г.Калинина. – М.: Калинин, 2004. – 32 с.
  14. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся 4 – 7 классов ДМШ и ДШИ. Нотное  приложение для преподавателей / Г.Калинина. – М.: Калинин, 2003. – 32 с.
  15. Никитина И. Музыкальные диктанты: 4 – 7 классы ДМШ. – М.: Классика – XXI, 2011. – 62 с.
  16. Рогальская О. Сольфеджио. Классика XX века: 2 – 7 классы ДМШ. –СПб, Композитор, 1998. – 56 с.
  17. Русяева И. Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио: учебное пособие для средних специальных музыкальных школ, детских музыкальных школ и музыкальных училищ. – М.: Советский композитор, 1989. – 112 с.
  18. Русяева И. Одноголосные диктанты: учебное пособие для учащихся детских, вечерних и средних специальных школ с 1 по 11 класс. – Выпуск 1 и 2. – М.: Музыка, 1983. – 158 с.
  19. Сладков П. Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио. Часть 1. Диатоника. – М.: Музыка, 1994. – 144 с.
  20. Сладков П. Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио. Ч. 2. Альтерационные лады, особые диатонические и модуляции. – М.: Музыка, 1994. – 197 с.
  21. Сольфеджио: мелодии из оперетт, мюзиклов, рок-опер. Часть 2. Модуляция / В.Абрамовская-Королева, Н.Вакурова, Ю.Морева. – М.: Музыка, 2001. – 80 с.
  22. Способин И. Сольфеджио. Двухголосие. Трехголосие. – М.: Музыка 1991. – 137 с.